« Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) »
17 октября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещающий Великобританию в связи с празднованием 300-летия присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах, совершил освящение нового надгробия на месте захоронения митрополита Сурожского Антония (Блума) на Бромптонском кладбище.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил литию о приснопамятном митрополите Антонии. За поминальной службой молились председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Сурожский Елисей, викарий Сурожской епархии архиепископ Керченский Анатолий, архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, епископ Скопинский и Шацкий Матфей, многочисленные священнослужители, прихожане.
Пел хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии.
В слове по завершении литии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:
«Вечная память, вечная память, вечная память Преосвященному приснопамятному владыке Антонию.
Наверное, все здесь собравшиеся помнят владыку и у каждого есть какой-то свой опыт общения с ним.
Я вспоминаю свою первую встречу с владыкой. Это было в далеком 1965 году, когда он приехал в тогдашний Ленинград, и вместе с приснопамятным покойным владыкой митрополитом Никодимом совершал Божественную литургию в тогда еще кафедральном Никольском соборе города. Я стоял с посохом у владыки Никодима, и был поражен проповедью владыки Антония. Он говорил тихим голосом, сила которого, может быть, без микрофона была недостаточна, чтобы его было слышно во всем большом соборе, но я стоял рядом, и поэтому от начала до конца слышал эту пронизывающую сознание проповедь, которая несла в себе не только мудрые мысли, но и, несомненно, духовную силу. И уже тогда и сердцем, и умом я почувствовал, что владыка — особенный человек, одаренный Богом, обладающий совершенно особой харизмой.
Потом мы часто встречались с владыкой Антонием во время различного рода международных конференций. Мне приходилось неоднократно бывать в Великобритании, а он приезжал в Россию. Нас всегда связывали очень добрые и искренние отношения. Мы откровенно говорили даже о самых в то время деликатных вещах, связанных с положением Церкви в Советском Союзе. Владыка всегда был очень доброжелательным слушателем. Он никогда не задавал сложных и трудных для ответа вопросов, потому что не хуже нас знал, что происходит в стране и что происходит в Церкви. Мы с ним были единомысленны по многим вопросам. И это единомыслие проявлялось по-разному и во многих обстоятельствах.
Когда владыка заболел и стал слабеть, то каждый из нас, кто его знал и любил, желал ему долгих лет жизни, но одновременно все сознавали, что жизнь человеческую невозможно продлить искусственно. И поэтому мне, в то время председателю Отдела внешних церковных связей, надлежало позаботиться об устроении церковной жизни в Великобритании после владыки Антония. Многие из вас знают, что годы после смерти владыки были непростыми. Но по милости Божией, может быть, и по молитвам владыки все устроилось, и те тучи, которые тогда нависли над нашей общиной в Великобритании, рассеялись, и уже мало кто вспоминает о них. Приход стал еще сильнее, сплоченнее. Он объединяет людей старших, тех, кто хорошо помнил владыку, кто его любил, был рядом с ним, и новых людей, многие из которых владыку не знают и не помнят.
Думаю, что долг нашей православной общины, долг Сурожской епархии — бережно хранить память о владыке Антонии, с великим благочестием, с любовью. Он был основоположником епархии, он создал эту русскую православную общину, открытую к англичанам, к людям разных национальностей, которые, действительно, являются здесь украшением нашей духовной православной жизни. Я глубоко убежден, что память о владыке Антонии бережно сохраняется в сердцах не только тех, кто его любил и знал, но и тех, кто не был с ним знаком лично, но полюбил — через его творчество, его проповеди и рассказы о нем.
Пусть светлая память о владыке митрополите Антонии сохраняется из поколения в поколение в благодарных сердцах православных людей Сурожской епархии. Храни вас Господь».